Интеллектуальная жизнь - либо вечное блуждание между сложными системам смыслов и образов, переход из одной системы в другую на фоне постоянного качественного и количественного изменения составляющих, либо практика разложения, деконструкции этих систем, попытка составить морфологию социальной реальности, нащупать ее скрытые механизмы.
Первый путь ведет к утомительному накопительству, к эрудиции, под которой нет четкого и стабильного теоретического фундамента, первый путь ведет к усталости и к желанию "застрять", осесть, окопаться в какой-то одной смысловой парадигме. Именно поэтому весьма сообразительные и эрудированные люди, склонные некогда к метаниям и сменам идеологии, в какой-то момент становятся фанатиками самой простой, целостной и наполненной стереотипами картины мира. Стереотипы - способ упростить понимание мира. Дугины и ольшанские устали собирать паззл и берут в руки иконы. Беспорядочная мыслительная жизнь приводит к мыслительному же летальному исходу.
Второй путь лежит через пепелища и руины заповедей и традиции. Через выдавливание из собственной головы естественных и неоспоримых (кажется) истин.
К разложению критикой всего, что составляет привычную картинку реальности. У адептов второго пути не может быть иконы или святого писания, у них есть только инструментарий. Все, что выдерживает прикосновения скальпеля, ложится в основу нового мировосприятия. Неделимых частиц очень мало, кто-то вообще не находит таковых и, сорвав занавес матрицы, видит перед собой абсолютно черный экран.
...
У меня есть любовь, истеричная жажда жизни и кислорода и желание "разоружить" цивилизацию - лишить ее всех убийственных и насильственных конструктов.
Как же невыносимо ужасны и жестоки любая дискриминация и любая эксплуатация, как же ужасен Левиафан, как же беспросветны и безысходны любая экономика, любая иерархия.
Но как без всего этого? Должен же быть выход? Можно ли выйти из этого порочного круга - сдерживание точечным и систематичным злом зла стихийного?
Величайший и сложнейший выбор человечества нужно сформулировать так - насилие или утопия.
...
Апология и теоретическое обоснование насилия всегда разбиваются об личный опыт столкновения с этим самым насилием. Эстетика милитаризма и "сильной руки" привлекательна до первой запрещенной книги, до первого изъятия имущества, до первого удара дубинки и первого ареста. Людям нужно привить социальную клаустрофобию, мы должны бояться любого табу, любых оков, любых политических ограничений, спущенных сверху.
...
Даже если бог существует и готов даровать любому достойному вечное блаженство и спасение, он не имеет никакого права на потоп и соляные столпы, на ад и болезни, на жертвоприношения, он не имеет права навязывать нам страдания.
Нет и не должно быть каких-то высших кнутов и пряников. Нет нужды смотреть на небо и ждать загробных подачек. В этот короткий отрезок времени между рождением и смертью мы просто должны отвоевать у общества то, чем должны владеть по праву, а именно счастье и свободу. Хотя бы попытаться.