Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
04:21 

Извицкий
Кто ищет – вынужден блуждать.
Искусство по своему происхождению - явление сакральное. Зародившийся в древних пантеистических обрядах плод веками вынашивался христианством. Окрепнув и возмужав, искусство формально оторвалось от религии (как социального института), но не потеряло при этом такие сакральные основы, как Тайну, Откровение, Наказание, Награду, Полярность итд. Эмансипация искусства совпала с секуляризацией общественно-политического и научного дискурсов, предоставив искусству возможность стать флагманом европейской культуры, и в России, кстати, несколько десятков лет существовало литературоцентричное общество. Но за "смертью Бога" сразу же последовало рождение идеологии, о схожести которой с религией можно даже не говорить, и искусству пришлось снова вписываться в рамки более крупного и значимого для мира института. После "смерти идеологии" и "смерти истории" искусство встроилось в философию (современной философии вообще свойственна близость к творчеству, а не к науке).
История искусства - постоянная смена хозяев. Основной формой существования искусства было обслуживание "заказчика" - Церкви, Партии, Постмодерна. Действительно, абсолютно в любом художественном произведении можно найти отголосок или Бога, или Идеи. И это не является каким-то оскорбительным и унизительным для искусства фактом, это лишь подчеркивает значимость и бессмертие искусства в любом обществе.
...
Подумал о том, что любовь к Родине обусловлена способностью к хронотопному мышлению, к умению нанести на пространство свои впечатления и мгновения жизни. Это - не просто снег, а долгая и болезненная зима 2012-го года. Тут - не просто подворотня, а любимый эпизод из Достоевского. За углом - первая драка. Екатеринбург - мой первый футбольный мяч, Петербург - долгие пешие прогулки с Ваней в поисках приключений. Красный флаг - не просто тряпка, а рассказы отца и бабушки о молодости. Итд
Потеря родины - потеря возможности перепроверить все оставленные маячки, потеря возможности пощупать, понюхать, прочувствовать под подошвой свои воспоминания. Потеря вещественности своего прошлого.

URL
Комментарии
2014-02-23 в 07:50 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
Но всё же и у искусства есть своя вотчина — область эстетики. Любой заказ любого института оно выполняет через её призму. Идея в искусстве факультативна, она, идея эта — как раз след заказа. А вот Бог — это ближе. Искусство непознаваемо, как и Бог. Остаётся в нём недискурсивная область, которую не объяснит ни одна интерпретация. Ряд антигерменевтических концепций отнимает искусство у философии и отдаёт чувствам, первым адресатам искусства. Возвращает как бы в его вотчину. Сегодня искусство имеет право не иметь семантики. Чувство несемантично. А эстетика — это область чувств, а не семантики.
А постмодерн просто помогает искусству эмансипироваться, делая его эгалитарным и отдавая в руки читателя/зрителя.

   

Колесо Сансары

главная